суббота, 18 ноября 2017 г.

Послание Иакова (часть 1)

Послание Иакова 61-62 год н.э.

Трудно представить как Иаков, мог оставаться главой христианского собрания, находясь в окружении "высших апостолов" и приверженцев закона. Но давайте детальней рассмотрим его послание.

Из НЗ мы узнаем, что Иаков был одним из братьев Иисуса (Матф6:3,Матф13:55). В период  служения Христа его семья не могла не понять его, не поддерживать его, даже желала  приостановить деятельность его. (Матф12:46-50,Мар3:21,31-35, Иоан7:3-9) Иоанн прямо говорил: «ибо и братья его не верили в него.» Но в книге Деяния святых апостолов отмечена внезапная перемена. Уже с первых строк книги автор повествует о том, что мать Иисуса и его братья были в числе маленькой, но первой группы христиан ( Деян1:14),которые стали свидетелями переизбрания вместо Иуды апостола Матфея, и теми кто получил излитие святого Духа в виде огня.

В 1Кор15гл. приведен также перечень  тех, которые стали свидетелями явления воскресения Иисуса, на первом месте стоит Кифа, пятьсот братьев, потом явился Иакову, и на последнем Павел месте ставит себя, «как некоему извергу». И с этого места становиться  ясно, что Иаков со временем стал главой Иерусалимского собрания, хотя нет никакого объяснения как это произошло, но  Павел в 55г. лично подтверждает видение Христа Иакову, признавая его главой христианского собрания и показывает это, вместе с другими апостолами как иудеям так и язычникам. Так же в 44г. апостол Петр послал известие о своем избавлении Иакову (Деян12:17). Иаков председательствовал на первом соборе в 49г., решая вопрос об обрезании и о законе (Деян15).И поддержал Петра и Павла, несмотря на противодействие со стороны приверженцев Закона, и сам лично цитировал Амоса 9:12 указывая, что пророчество над «людьми из других народов призывающих имя Иеговы» исполнилось, и что не нужно создавать им трудности обрезанием и Моисеевым законом. И  апостол Павел,  пришедший в Иерусалим, обсуждал сферу своей деятельности с Петром, Иаковом и Иоанном, почитаемых столпами Церкви ( Гал1:19,2:9) Именно Иакову, в 56г. Павел, с шестью ответственными братьями, принес подотчетные средства, собранные для голодающих братьев в Иудее (Деян21). Этот последний  эпизод очень важен, потому что мы видим, как Иаков с сочувствием относился  к христианам из иудеев, соблюдавших закон, и притом настаивал на том, чтобы не оскорбляли их убеждений и даже заставил.., присоединившись к приверженцам закона, апостола Павла продемонстрировать свою верность закону, исполнением  покаянных предписаний, заставив обрезать Тимофея и Тита, хотя в 49г. никто не принуждал Павла делать это. Не смотря на это Павел все равно продолжал, до смерти Иакова в 62г., поддерживать его и уважать, как руководителя Церкви. (Евр 13:7,17) Вероятнее всего обстановка в собраниях по вопросу закона накалилась, и Иаков пытался всеми силами сохранить МИР, а возможно из-за постоянного общения с законниками, «был тем избранным, которого ввели в заблуждение» (Матф24:4,11). Можно с уверенностью сказать, что у Петра, после общения в Антиохии с Павлом, не просто возникло противоположное мнение по поводу соблюдения закона, а он выступил против «высших апостолов»,  после убийства Иакова, осудив самыми резкими высказываниям тех, кто манипулировал Иаковом, а затем избаввился от него. И в 56г. Петр отсутствовал при прибытии Павла, и судя из его второго послания по причине не просто разногласий с «высшими апостолами», а уже откровенной вражды. Поэтому ему и пришлось бежать из Иерусалима в Вавилон. И причина бегства была одна и та же – «вкравшиеся люди, лжепророки, незаметно которые ввели сектанство..многие через них последовали разврату..и через них путь истины превратился в поношение…(2Пет2:1,2;Иуды4) В посланиях отцов Церкви, письмо Иакова встречается лишь в начал 4 столетия. Первым собранием книг НЗ был Мураториев канон, относящийся приблизительно к 170г. н.э. и послание Иакова не включили в него. Учитель Церкви Тертулиан, писавший в середине  3 столетия, очень часто цитировал Писание, в том числе 7258 раз НЗ, но при этом ни одного раза послание Иакова. Первый кто признал это послание это Иероним, (330-419) при составлении Латинской Вульгаты, но даже у него были некоторые сомнения. Даже многие сегодня относятся к нему сдержано. Почему? Ведь римо-католическая церковь закрепило его каноничность эдиктом Тридентского Собора (1546), но в протестантской церкви сомнения в относительно его истории  сохранились и даже усилились. Потому что Мартин  Лютер выступил по сути против него, как и против послания Иуды, и свою оценку Лютер выразил так: «Я высоко  ценю послание Иакова и считаю его полезным, хотя я его не принимал сначала, оно посвящено закону  Божьему и не содержит изложения и толкования человеческих учений. Что же касается моего личного мнения, я не считаю, что оно вышло из под  пера  апостола.» И он обосновывает свой отказ. «Во-первых, в противоположность Павлу и всей остальной Библии, в послании приписывается искупительное свойство человеческим деяниям и свершениям, неправильно приводиться в пример Авраам, который якобы искупил свои грехи своими деяниями. И это само по себе внушает сомнения, что это послание вышло из под пера ученика Христа. Во-вторых, в нем нет ни одного указания или напоминания христианам о том, что они должны помнить о страданиях, Воскресении или духе Христовом, о самом Иисусе в нем говориться всего два раза!( Иак1:1,2:1). Удивительно, что Иаков называет Писанием вдержки из книги Еноха (4:4,5), цитирует несколько стихов из еврейских Писаний, но ни разу не ссылается на существовавшие уже евангелия или хотя бы на высказывания Христа, а тем более Павла. Подлинное мерило для оценки любой книги заключается в том, чтобы установить, подчеркивает ли она выдающиеся положение Христа или нет…  как ключ к познанию о Боге. Тот кто не проповедует  Христа пришедшего во плоти – это не от апостолов,(Гал1:6-9) даже если это проповедует  Петр и Павел. Поэтому нотки противоречий между Павлом и Иаковом в их посланиях становятся видны. Послание Иакова толкает лишь к закону и свершениям. Он смешивает закон с Христом. Он называет закон – законом свободы (Иак 1:25, 2:12), в то время как Павел называет его законом рабства, гнева, смерти и греха (Гал 3:23и далее, Рим4:15,7:10и далее)».И таким образом Лютер делает вывод: «Иаков хочет предостеречь тех, которые полагаются на веру и не переходят к действиям и свершениям. Он совершает насилие над духом Писания и противоречит Павлу. Он пытается достичь законом того, чего другие апостолы достигают проповедуя любовь и веру в Христа. Но я не буду настаивать, если его признают в каноне, или поднимают еще выше, ведь в послании очень много прекрасных мест, все таки  несколько  косвенных намеков  на Нагорную Проповедь Иисуса. Хотя его трудно принять на фоне Павла и Евангелий…возможно Иаков косвенно ссылается на слова Иисуса, выдавая это за свои рассуждения, потому что боиться тех, кто захватил руководство над христианскими собраниями, по крайней мере пытается не вызывать враждебное отношение…» Мы уже говорили о том, что Послание Иакова и послание совета Иерусалимской церкви  имеют поразительное  сходство между собой. Во-первых, оба начинаются  словом – радоваться (Иак1:1, Деян15:23) в греч. варианте – хайрейн. Это традиционно начало греч. письма, но вторично в НЗ оно встречается в письме тысяче-начальника Клавдия Лисия правителю Феликсу (Деян23). Во-вторых в Деян 15:17 приведена фраза из речи Иакова, в которой говориться «о народах между которыми возвестится ИМЯ Мое.»Эта фраза повторяется  в НЗ только один раз в Иак2:7 где связывается  уже не с проповедью, а уже с теми людьми, которые вкрались (Иуды4) в собрание: «Не они ли порочат превосходное ИМЯ, которым вы называетесь?». Хотя в русском переводе эти фразы отличаются друг от друга, в греч. оригинале они одинаковы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что послание совета Иерусалимской церкви то же составил Иаков. Но это не одна удивительная деталь послания Иакова. Проповедь всегда связывают с христианством, но сама по себе проповедь не была изобретением христианства. Традиция проповеди существовала и в иудейском и в древнегреческом мире, и если сравнивать с ними послание Иакова то поражает большое сходство. Бродячие философы, стоики, циники были обычным явлением в древнегреческом мире. Везде, где собирались люди можно было встретить их и слышать призывы к добродетели: на перекрестках, на площадях, среди большого скопления народа на спортивных играх и даже на гладиаторских боях. Иногда они даже обращались непосредственно к императору, упрекали его в роскоши и тирании, и призывали к добродетели и справедливости. Эти проповеди имели свои особенности, порядок и приемы были всегда одинаковы, иногда их использовал Павел, но удивительно увидеть, что всеми методами пользовался Иаков. Проповедники в древности стремились не столько к познанию новых истин, сколько к тому, чтобы обратить внимание людей на недостатки в их образе жизни и заставить их снова увидеть известные или по случаю или умышленно забытые истины. Они стремились призывать людей погрязших в распутстве и забывших своих богов, к добродетельной жизни. 1)Они часто вели инсценированные беседы с вымышленными противниками в форме так называемых «усеченных диалогов». Иаков также прибегает к этому приему в 2:18 и далее 5:13 «Претерпевает ли кто из вас зло? Пусть молиться. Радуется ли кто? Пусть поет псалмы.» 2)Они имели обыкновение переходить от одной части проповеди к другой посредством вопросов, которые они задавали, чтобы ввести новую тему. Иаков то же использовал этот метод 2:14 и 4:1. «Откуда у вас войны и откуда распри?» 3) Они очень любили повелительное наклонение, призывая своих слушателей поступать праведно и отречься от своих заблуждений. У послания Иакова из 108 стихов, 60-императивы. 4) Они очень любили задавать своим слушателям риторические, и прямые вопросы. Иаков то же…2:4,5;2:14-16;3:11,18;4:4-12. «То не разделяете ли вы друг друга по положению, и становитесь превратными судьями? А кто-то из вас говорит им: идите с миром, грейтесь и питайтесь. Но ни даст им ничего, что пользы? Течет ли из одного источника пресная и горькая вода? Неужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто ты такой чтобы судить своего ближнего? 5)Они часто обращался с живыми призывами к какой-либо части слушателей. Иаков обращается непосредственно к самонадеянным богачам, торгующим ради прибыли. 4:13, 5:6. 6) Они очень любили образные выражения для характеристик добродетелей, а также пороков и грехов. Иаков также показывает в действии похоть и грех (1:13-15), жадность (5:3), милосердие (2:13). 7)Они использовали образы и картины будничной жизни, чтобы разбудить интерес в слушателях. Типичными для проповеди в древности были образы узды, судового руля, лесного пожара, 3:3-6.Иаков также очень ярко использует образы крестьянина и его терпение, 5:7. 8)Они часто приводили в пример знаменитых и авторитетных людей и их нравственное поведение и добродетели. Иаков приводит в пример Авраама(2:21-23), блудницу Раав (2:25), Илию (5:17). Это было обращение к иудейской аудитории , и к тем кто был в диаспоре (1:1)-слово употребляется только к евреям, и для которой важнее были примеры находящиеся в Торе, нежели в Евангелии от Матфея, которое было уже написано в 41г. на еврейском языке именно для них, а тем более (2Петра3:16,17) непонятные послания Павла. 9)Также в древности поэты пользовались оружием иронии. Также поступает и Иаков 2:14-19, 5:1-6. « У тебя есть вера? А у меня дела, покажи мне веру без дел твоих, а я тебе из дел моих. Ведь и бесы веруют и трепещут.» 10)Также пользовались тем, чтобы говорить резко и сурово. Иаков то же называет своего читателя «неосновательным человеком» и «неверным», а также «врагом Богу»(2:20, 4:4). Это называлось словесным бичеванием. С одной стороны он призывает христиан в начале послания «радоваться», а с другой стороны называет  христиан «прелюбодеями и прелюбодейками». И здесь мы подходим к главной теме послания Иакова. 4:4 Эти два слова не что то вымышленное Иаковом, и не откровение свыше, он на это в отличие от других апостолов не претендовал, но он подчеркивал роль иудейских традиций в которой ведущее место занимала книга Еноха. Вероятней всего он в точности цитирует эту фразу оттуда, как ту которую произнес праведный Енох, осуждая и Сыновей Божих и дочерей человеческих за противоестественное  смешивание, в результате которого появилось творение не созданное Иеговой. (Иуды14,15) Если бы смешивание и его результат, были бы уничтожены потопом, то не нужно было бы повторять проклятия Бога за подобные действия уже после потопа. Но Левит 18 гл, и Второзаконие 23гл, подтверждают вновь случившееся и что самое печальное это были в 1-ом веке «люди вкравшиеся в христианское собрание»(2Пет2:1-4;3:2,3;Иуды4)Эти распущенные люди вновь воссоздавали ушедшие в историю допотопные события, и были теми «издревле предназначенными Писаниями на погибель». Гр. слово мойхалидес  - прелюбодеяние – передает все значения, имеющие отношение к прелюбодеянию. Неверность, супружеская нечистоплотность, нарушение супружеских обязательств. Это слово характеризует уязвленного брачного партнера, или члена семьи к которым относятся и дети, которых отвергли, предали, обманули, выгнали, оставили без средств к существованию, обвели вокруг пальца, потому что святость брачных уз была безрассудно попрана прелюбодеянием со стороны второй половины. Такой смысл заложен в гр. слове мойхалидес. Но применяя это слово к членам христианского собрания, Иаков показывает, что появилась категория христиан, которая аналогично нарушению супружеской верности, по предательски вела себя по отношению к христианскому собранию и его нормам в целом. Это становиться понятно, когда читаем о святости брачных уз, в которой церковь представлена проообразом непорочной жены Господа, где «тайна» верности должна свято храниться. Павел расскрывает в полной мере смысл этих стихов  в Еф 6:25-33. Проявляя вражду, распри и ставя на первое место нечестивые свои желания и совершая самые мерзкие грехи эти люди в собрании в полной мере соответствовали значению слова «прелюбодейки и прелюбодейцы». Но почему в женском роде одно слово использовалось? Неужели недостаточно было одного слова для понимания? Это слово мойхалидес, также показывало на тайну древнего смешения, из-за которого появились те, кто приводил верующих в собрании к духовному падению, отпадению от истины, иными словами являлся источником преткновений. Опять же, для понимания смысла в этих словах, нужно перенестись в то время «когда Сыны Божьи увидели дочерей человеческих..., и брали их себе в жены, какую кто избрал..» Что же такого сделали эти верующие, из-за чего Иаков обратился к ним столь шокирующим образом? Ответ находим в его словах «не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога?» Имеет ли он ввиду вообще «мир» который жил независимо от  Иисуса Христа? Или допотопный «мир» игнорирующий Бога? Или только родившийся послепотопный мир, бросивший вызов Богу строительством Вавилонской Башни? Или он имеет ввиду тех в собрании христиан, из-за которых мир и радость святого духа были потеряны? Иаков дает нам возможность самим сделать выводы. Но если смотреть по контексту далее в его послании, то это скорей всего те христиане, которые требованием соблюдения закона жертвовали свободой святого духа и личного выбора. Это были те, кто желанием власти над другими могли пойти на нарушение принципов Христа, могли пользоваться любыми низкими методами, и жертвовать другими для достижения своих целей. В христианстве позволительно жертвовать собой, но никак не другими.  Дальше в послании он позволяет читателю самому прийти к правильному выводу. 11)Также было часто противопоставление. Он приводит праведный и неправедный образ жизни 2:13, 2:26.  «Тот кто не проявляет милосердия, будет судим без милосердия. Милосердие торжествует над судом. Да, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» Иаков не только ссылается косвено на слова Христа в Нагорной Проповеди, но и подводит под понимание ВЕРЫ, чем по сути и подписывает себе приговор.  И здесь мы видим еще один ключ к пониманию послания. Потому что именно вновь принятие закона, позволяло всячески контролировать сохристиан, теми кто прокрался в руководство над собранием, и соответственно узаконивал право расправляться над теми, кто выражал несогласие с их властью,  с претензией узаконившей только их понимание истины, не только не учитывающей мнения других христиан, но и желания с ними разобраться по этой причине. Именно расправы над христианами и названы духовным «прелюбодеянием», где насилие над другими приравнивалось к такому греху, как изнасилование, где у пострадавшей стороны, как у преданного, брошенного, брачного спутника и его детей, возникали самые, самые негативные чувства, ломающие жизнь и калечащие дальнейшее их будущее. Именно этот стих, Иаков 4:4, являлся ключевым всего послания. И все остальные примеры, сравнения, философские приемы лишь подводят к правильному воспиятию этих слов Иакова, как главной темы его послания.  Мы правда не находим у Иакова горечи, пустого и грубого юмора, к которому прибегали греческие философы, но совершенно очевидно что большинство методов и приемов ораторского искусства ему присущи. Для того, чтобы привлечь внимание слушателей, философы начинали свою проповедь с противоречивого высказывания. Например своим слушателям задавался вопрос: «трудно человеку быть хорошим?», и в зависимости от расстановки логического ударения и запятых, менялся смысл всего предложения. Апостол Павел то же использует этот метод в Титу1:12 «Из них же самих один стихотворец сказал: Критяне лжецы, злые звери (праздные обжоры), утробы ленивые.» Ленивым быть обжора не может, т.к. в Пр19:24 говориться: «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести до рта своего.» Но Павел применяет этот противоречивый метод для законников и приверженцев обрезания, которые «свои иудейские басни» - возможно интерпретации книги Еноха, поставили в один ряд с истиной. А  «для потерявших веру (псов), нет ничего чистого, осквернены их ум и совесть», это совместить никак нельзя, как ленивого и обжору, это противоречит вере и святому. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны, непокорны и не способны ни к какому доброму делу.»(Титу1:9-16) Этот метод применяет также Иаков, когда говорит «что счастье богатых заключается в унижении»(1:10), и это унижение настало, когда Иерусалим обложили частоколом из бревен и после 3,5 лет фатальной иудейской войны сравняли с землей вместе с «вечным храмом», и «высшими апостолами»,но от которого отвернулся уже Иегова, и для обозначения настоящих христиан, которых жизнь полна трудностей, предательств, бед, попыток насилия над их верой, как тех преград или преткновений, которые все равно позволят «с великой радостью принимать различные испытания» (1:2)Где мы вновь видим косвенный намек на Нагорную Проповедь Христа.(Матф5:10-12)

1 комментарий:

  1. Действительно, послание Иакова было поздно включено в Библейский канон, но именно это обстоятельство позволило уцелеть ему от той переделки под учения христианских псов Второго и Третьего веков о Троице, в ни ни разу не встречается никаких Отцов, Сынов и Святых духов, и никогда не озвучивается идея прозелитизма, как она озвучена в Матфея 28:19 "Итак идите и НАУЧИТЕ ВСЕ НАРОДЫ..", а прямо говориться о том, что все ученики Христа проповедовали ТОЛЬКО 12 коленам Израиля. Поэтому только в Послании Иакова сохранилось: Иакова 1:1 "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться."

    ОтветитьУдалить